Коровинское шоссе,д. 10
г. Москва,
Расписание занятий:
Лекции: 11-00 до 17-00
Обед: 13-00 до 14-00

Импорт товаров из Китая

Пошаговый процесс для российских предпринимателей

Импорт товаров из Китая очень привлекателен, но имеет ряд сложностей и подводных камней. Рассмотрим основные проблемы и пути их решения. Пошаговый процесс для российских предпринимателей. Детали ввоза товара, заключения контракта, выбора таможенной процедуры, логистических маршрутов.

Операции

Проблемы

Поиск надежного поставщика

Проблемы с качеством;

Мошеннические схемы.

Заключение контракта

Недостаточная ясность условий;

Санкции.

Организация платежа

Необходимость платежного агента;

Ограниченные способы оплаты;

Риски неплатежей через некоторые банки.

Перевозка товаров

Нарушение сроков доставки;

Страхование грузов;

Отсутствие необходимых документов.

Получение и проверка товаров

Несоответствие количества и качества;

Пересортица;

Недостачи;

Проблемы с возвратом.

Таможенная очистка

Ошибки в маркировке;

Отсутствие некоторых документов - таких, как технические характеристики сложного технического оборудования;

Отсутствие правоустанавливающих документов для использования торговой марки.


1.Выбор поставщика и заключение контракта

Первый шаг в процессе импорта — это выбор надежного поставщика. Существуют различные платформы, такие как Alibaba, Made-in-China и другие, где можно найти множество производителей. Однако важно проявлять осторожность и тщательно проверять репутацию поставщика. Как проверить китайского поставщика официально, можно узнать на курсе - подробнее здесь.

После выбора поставщика необходимо перейти к заключению контракта. Рекомендуется оформить соглашение на основе международных бизнес-практик и, в частности, применять правила Инкотермс.

На что рекомендуется обратить внимание. В первую очередь на применимое право. В зависимости от того, право какой страны вы выберите для контракта, вы будете иметь проблемы, или нет.

Например, если применимое право будет китайское, то в законодательстве этой страны «по умолчанию» есть много деталей, которые не знают российские предприниматели. И если не отразить свои условия в контракте, то можно переплатить за товар, или при обращении в суд, можно проиграть. Примером тому служат регулируемые цены государством, понятие "пробной партии" и другое.

Если выбрать российское право, то достаточно изучить ГК РФ, чтобы ориентироваться в договорных отношениях и не иметь проблем. Но что делать, если китайские партнеры выбрали китайское право в контракте. Правильно, быстренько ознакомиться с основными угрозами для сделки. Подробнее о китайском праве рассказываем на курсе здесь.

Во вторую очередь, нужно обратить внимание на выбор базиса поставки в соответствии с ИНКОТЕРМС и выбрать редакцию, поскольку каждые 10 лет редакция ИНКОТЕРМС пересматривается. В контракте обязательно указывайте год редакции, например ИНКОТЕРМС 2020, ИНКОТЕРМС 2010. Никто не запрещает пользоваться предыдущей редакцией.
На практике, из Китая часто везут по EXW, FOB или CPT. Все зависит от выбранного логистического маршрута и вида транспорта для перевозки импортируемого товара.

Условия ИНКОТЕРМС помогут четко определить обязанности сторон. Например, наиболее удобными являются условия DDP (Delivery Duty Paid), которые предполагают, что продавец берет на себя все риски и расходы по доставке товара, включая таможенные пошлины и налоги, до момента, когда товар будет доставлен на указанный адрес покупателя.

2.Логистика: выбор маршрута и способа доставки

Следующим этапом является организация логистики, что включает выбор способа доставки и маршрута. В зависимости от характера товаров и сроков, можно выбрать морскую грузоперевозку, автомобильный или железнодорожный транспорт.

Морская доставка — наиболее популярный способ для крупных партий товаров, так как она предполагает оптимальное соотношение цены и времени. Контейнерные суда обеспечивают высокий уровень защиты груза и позволяют отправлять большие объемы товаров одновременно. Важно учитывать, что доставка морем занимает больше времени, обычно от двух до четырех недель.

Отправная точка: порт Шанхай

Шанхай — это один из крупнейших портов Китая, с отличной инфраструктурой для обработки контейнерных грузов.
Основные порты на пути:
  1. Порт Шанхай, Китай — начальная точка маршрута.
  2. Порт Нинбо, Китай — часто используется как промежуточный порт. Время в пути от Шанхая до Нинбо составляет примерно 1-2 дня, так как расстояние между ними небольшое.
  3. Порт Владивосток, Россия — основная точка входа в Россию для многих судов, прибывающих из Китая. Путь от Нинбо до Владивостока может занимать от 5 до 10 дней в зависимости от условий плавания и маршрута.
  4. Порт Находка, Россия — ещё один важный порт, который может использоваться для доставки. Время в пути от Нинбо до Находки примерно такое же, как и до Владивостока.
  5. Порт Санкт-Петербург — для дальних поставок, которые могут следовать вдоль побережья и пересекать Балтийское море. Доставка от Владивостока или Находки к Санкт-Петербургу может занимать около 15-25 дней.
Общее время в пути:
В зависимости от порта отправления и конечного пункта назначения, поездка может занять от 10 до 30 дней.

Ж/д доставка - железнодорожные маршруты, известные как "новый шелковый путь", связали Китай с Европой через несколько ключевых транзитных стран. Один из наиболее известных маршрутов проходит через Казахстан и Россию, общая протяженность составляет около 10–12 тысяч километров. Этот маршрут активно используется для доставки контейнеров с товарами, включая электронику, текстиль и потребительские товары.

С момента открытия первых маршрутов по новому шелковому пути время в пути между Китаем и Европой значительно сократилось. Например, маршрут из Ухани в Роттердам может быть пройден всего за 12-15 дней, что значительно быстрее, чем морские перевозки, срок которых может составлять до 40 дней.

Отправная точка: Гуанчжоу, Китай

  1. Станция Гуанчжоу Юйдун (Guangzhou Yudong) — отправная станция для контейнерного поезда, отправляющегося в Россию. После загрузки контейнеры отправляются на перегрузку, а также могут пройти предшествующую таможенную обработку.
Основные станции на маршруте:
  1. Станция Урумчи (Urumqi) — важная пересадочная станция на пути к северу. Поезд преодолевает это расстояние примерно за 1-2 дня.
  2. Станция Хоргос (Khorgos) — это транзитная станция на границе между Китаем и Казахстаном, где происходит перегрузка контейнеров с китайских на международные вагоны. Этот участок от Урумчи до Хоргоса занимает около 1-2 дней.
  3. Станция Алма-Ата (Almaty) — после пересечения границы поезд движется в сторону Алматы, что занимает приблизительно 1-2 дня.
  4. Станция Алматы-1 (Almaty-1) — здесь осуществляется таможенное оформление и возможная дополнительная перегрузка.
  5. Станция Павлодар (Pavlodar) — следующий важный пункт на пути, где поезд пересекает Казахстан и начинает движение к границе с Россией. Время в пути от Алматы до Павлодара составляет примерно 1-2 дня.
  6. Станция Омск (Omsk) — после пересечения границы с Россией на станцию Омск. Оно занимает около 1-2 дней, в зависимости от скорости и условий доставки.
  7. Станция Новосибирск (Novosibirsk) — это важная пересадочная станция, куда поезда приходят из Омска. Путь от Омска до Новосибирска занимает примерно 1-2 дня.
  8. Станция Красноярск (Krasnoyarsk) — следующая ключевая станция на Транссибирской магистрали. Время в пути от Новосибирска до Красноярска — примерно 1-2 дня.
  9. Станция Иркутск (Irkutsk) — еще одна крупная пересадочная станция. Поезд будет здесь довольно коротко, и дальнейший путь займет 1-2 дня.
  10. Станция Чита (Chita) — одна из последних крупных остановок перед окончанием маршрута. Время в пути от Иркутска до Читы составляет около 2-3 дней.
  11. Станция Забайкальск (Zabaikalsk) — это конечная станция на маршруте в России, где товар может быть отправлен дальше в другие города или регионы. Поезд мог бы двигаться от Читы до Забайкальска 1-2 дня.
После прибытия на станцию Забайкальск товары могут быть перераспределены в другие города России, например, в Хабаровск или Владивосток.

Общее время в пути:
Общее время транспортировки товаров от Гуанчжоу до ключевой российской станции, такой как Забайкальск, варьируется от 12 до 20 дней в зависимости от различных факторов, включая условия на границе, таможенные процедуры и график движения поездов.

Для срочных грузов можно воспользоваться авиаперевозками, которые обеспечивают гораздо более быстрые сроки доставки, однако их стоимость значительно выше. Автомобильный и железнодорожный транспорт может стать промежуточным вариантом, особенно на этапе доставки внутри России.

3. Таможенные процедуры и оформление документов

Когда товар прибывает в Россию, он подлежит таможенному оформлению. Этот процесс включает представление ряда документов, таких как контракт, инвойс, упаковочный лист и декларация на товары. Важно правильно заполнить все документы и указать точные данные о товаре, его стоимости и характеристиках.

Важно заранее учитывать возможные сложные моменты. Например, если таможня обнаруживает несоответствия в документации или товар не соответствует заявленным характеристикам, она может не пропустить груз. Например, произошли случаи, когда ввоз электроники останавливался, если у поставщика не было необходимых сертификатов соответствия. В подобных ситуациях часто приходится проходить арбитражные процессы, что может занять много времени и ресурсов.

Еще пример: Если у вас нет лицензионного соглашения с правообладателем торговой марки, под которой ввозится товар, его могут остановить на таможне и не выпустить, а вам предложить заключить лицензионное соглашение.

Если вы являетесь посредником, то Декларация на товары должна быть оформлена определенным образом, чтобы Комитент, который поручил Вам ввезти товар и его задекларировать, мог принять к вычету ввозной НДС.

Под какую таможенную процедуру поместить товар, решает декларант, но каждая таможенная процедура требует выполнения ряда условий на основании Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС). Если вы не сможете выполнить эти условия, значит и не сможете поместить товар под нужную таможенную процедуру. Рекомендуем ознакомиться с условиями помещения товаров под таможенные процедуры в Таможенном кодексе ЕАЭС.

Например: вам нужно ввезти временно оборудование для участия в выставке. Выгоднее такое оборудование поместить под таможенную процедуру «временного ввоза» и воспользоваться льготами, которые предоставляет законодательство - не платить таможенные платежи в полном объеме. Но, если вы не выполните ряд условий, которые описаны в ТК ЕАЭС, вам нужно будет оборудование поместить под таможенную процедуру «выпуск товара для внутреннего потребления» и оплатить таможенные платежи в полном объеме.
В условиях санкций, санкционный товар требует ввоза по определенным схемам. Самой актуальной информацией делимся на курсе – подробнее здесь.

Классификация товаров: Важно правильно определить код ТН ВЭД (Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности) для каждого товара. Он необходим для расчета таможенных пошлин и определения ограничений на ввоз. Неправильная классификация может привести к штрафам и дополнительным расходам. Если в классификаторе не нашли нужного кода, то код можно получить в ФТС. Для этого нужно подать заявление о принятии решения о присвоении кода ТН ВЭД.

4. Организация платежей в Китай

В условиях санкций, некоторые китайские банки не проводят оплату даже в юанях, опасаясь давления со стороны американцев. Что делать? Как выходить из ситуации. Можно осуществлять платежи через платежных агентов. Стоимость таких услуг колеблется от 3 до 6%.

Второй вариант расчетов - это работа через российские банки, которые открыли свои дочерние структуры в Китае. Например, ВТБ открыл свой филиал в Шанхае. Стоимость переводов здесь стоит до 7-9% с учетом курсовых разниц.

На подходе расчеты в цифровой валюте за внешнеторговые сделки.

Можно, конечно, еще провести взаиморасчеты, но это можно сделать не в каждом случае. Когда и как, можно узнать на наших курсах здесь.

Заключение

Импорт товаров из Китая — это процесс, требующий внимательности и тщательной подготовки на каждом этапе. Правильный выбор поставщика, грамотное оформление контракта, четкая логистика, а также квалифицированное таможенное оформление и учет — все эти аспекты помогут вам успешно организовать импорт и добиться желаемых результатов. При наличии качественного подхода к делу, вы сможете значительно расширить свой бизнес и повысить его конкурентоспособность на российском рынке.

Информация размещённая на данном сайте, не является офертой
© 2001-2025 Все права защищены. Копирование полное или частичное запрещено. Весь контент на сайте является авторским. Скриншоты запротоколированы.