При упрощенном таможенном оформлении у бухгалтеров часто возникает вопрос - а что делать с вычетом (зачетом) НДС. Может ли отсутствие таможенной декларации (ДТ) при упрощенном таможенном оформлении стать основанием для отказа в вычете НДС.
Рассмотрим конкретный пример. Организация занимается импортом продукции из государств, которые не входят в Таможенный союз. Если цена этих изделий не превышает 1 000 евро по инвойсу, таможенное оформление проводится в более упрощенном режиме, что позволяет выпустить продукцию на таможне согласно реестру или по специальному ходатайству. Эти два документа считаются официальными для таможни.
Согласно требованиям НК РФ,
чтобы НДС принять к вычету, должны быть выполнены определенные условия, а именно:
- товар должен быть принят к учету;
- приобретен для операций, облагаемых НДС;
- ввозной НДС должен быть оплачен.
Вопрос: Достаточно ли выписки из реестра или таможенного приходного ордера в отсутствии ДТ, для принятия НДС к вычету.
Ответ на этот вопрос дан Минфином России в письме от 18 мая 2020 года (номер 03-07-08/40460). В этом письме налоговый орган объясняет, что
при соблюдении всех указанных условий можно НДС принять к вычету.
А именно, чтобы принять ввозной НДС к вычету, помимо перечисленных выше условий, должно быть выполнено еще одно важное условие - товар должен быть ввезен. Что это значит. Это значит, что в документах должна стоять отметка таможенных органов о выпуске товара в свободное обращение. Как это делается - расскажем в деталях на семинаре "
Практикум с таможенными документами". На очных занятиях вы сможете получить ответы на все ваши вопросы - здесь и сейчас.
Отвечает министерство финансов
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 мая 2020 г. N 03-07-08/40460
В связи с письмом о принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
В соответствии с
пунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленную в соответствии со
статьей 166 Кодекса, на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
При этом вычетам подлежат в том числе суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории (далее - суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров в составе таможенных платежей) либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:
1) товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных
пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров, приобретаемых для перепродажи;
3) товаров, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии
со статьей 148 Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных
статьей 149 Кодекса.
На основании положений
пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров в составе таможенных платежей, производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров в составе таможенных платежей, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров в составе таможенных платежей, производятся при условии помещения товаров под одну из таможенных процедур, перечисленных в
пункте 2 статьи 171 Кодекса.
В связи с изложенным обращаем внимание на следующее.
Согласно
подпункту 6 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс) выпуск товаров определен как действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.
При таможенном декларировании одним из применяемых видов таможенной декларации является декларация на товары (
подпункт 1 пункта 1 статьи 105 Таможенного кодекса, далее - ДТ), которая используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом, - при таможенном декларировании припасов (
пункт 3 статьи 105 Таможенного кодекса).
В соответствии с
пунктом 6 статьи 105 Таможенного кодекса в качестве ДТ допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых Таможенным кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.
В соответствии с указанными полномочиями решением Комиссии от 20 мая 2010 года N 263 утверждена Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ (далее - Инструкция).
Согласно
подпункту 4 пункта 8 Инструкции в заявлении использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве ДТ указываются сведения о заявляемой таможенной процедуре.
Таким образом, для реализации налогоплательщиком права на вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров в составе таможенных платежей, у налогоплательщика, использовавшего в качестве ДТ транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, помимо выполнения условий, установленных статьями 171 и 172 Кодекса, должны иметься документы, подтверждающие, что ввезенные им товары выпущены таможенным органом в соответствии с одной из указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса таможенных процедур.Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
18.05.2020