Закон расширил перечень участников ОЭЗ, которые вправе применять таможенную процедуру СТЗ, а также перечень организаций, освобожденных от уплаты налога на прибыль.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены расширение ОЭЗ, развитие свободных складов, повышение доступности таможенной процедуры СТЗ и дальнейшая автоматизация процессов совершения таможенных процедур. Роль таможенных органов в реализации мер господдержки бизнеса возрастает.Особые экономические зоны (ОЭЗ) действуют в 130 странах мира и являются одним из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в развитие территорий и приоритетных отраслей экономики. Всего в мире создано более 5 тыс. ОЭЗ.
Лучшие семинары по ВЭД для бухгалтеров в учебном центре Грин ФилдСпециальные таможенный, регистрационный и налоговый режимы ОЭЗ дают резидентам возможность работать на особых льготных условиях. Одно из преимуществ – применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ), когда можно беспошлинно ввозить иностранное оборудование и сырьевые товары, в том числе для их переработки и получения готовой продукции.
Из 50 ОЭЗ, действующих в России, процедура СТЗ может применяться в 40 особых экономических зонах – речь о промышленно-производственных (ППТ), технико-внедренческих (ТВТ) и портовых ОЭЗ, на территориях туристско- рекреационных ОЭЗ такая процедура не применяется.
Особые экономические зоны в Российской Федерации
31 промышленно-производственного типа10 туристско-рекреационного типа 7 технико-внедренческого типа 2 портового типаЛучшие семинары по ВЭД для бухгалтеров в учебном центре Грин ФилдВ Российской Федерации действует восемь федеральных законов, определяющих применение особых правовых режимов, а также таможенной процедуры СТЗ на преференциальных территориях. Это говорит о большой заинтересованности государства в применении ОЭЗ для развития как отдельных территорий, так и целых отраслей экономики.
Для приведения законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза 18 марта 2021 года был принят Федеральный закон № 84-ФЗ. Для его исполнения должна быть выполнена масштабная работа по подготовке и изданию подзаконных актов, проекты которых уже разработаны и готовы к реализации.
Закон расширил перечень участников ОЭЗ, которые вправе применять таможенную процедуру СТЗ, а также перечень организаций, освобожденных от уплаты налога на прибыль.
Реализована норма Таможенного кодекса ЕАЭС, согласно которой территория ОЭЗ не является зоной таможенного контроля и таможенная процедура может применяться на всей ее территории, при этом таможенный контроль будет осуществляться по периметру ОЭЗ в местах ввоза и вывоза товаров.
Определены нормы, в соответствии с которыми создана ОЭЗ на Курильских островах, которая будет действовать до конца 2046 года. Резидентам ОЭЗ на Курилах не требуется включение в реестр участников ОЭЗ и заключение соглашения о ведении деятельности.
Импульс развитию ОЭЗ дал также Федеральный закон № 266-ФЗ. В соответствии с ним на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей создана свободная экономическая зона (СЭЗ), которая будет действовать до конца 2050 года. На получение статуса участника СЭЗ может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на указанных территориях.
Для участников свободной экономической зоны действует особый правовой режим реализации инвестиционных проектов, предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура СТЗ.
Органами управления свободной экономической зоны определены Минстрой России и управляющая компания «Фонда развития территорий», которая вправе принимать решение по установлению статуса участника СЭЗ.
Источник: ФТС