Важно! Особая экономическая зона в Калининградской области функционирует до 31.12.2045.Закон расширил перечень участников ОЭЗ, которые вправе применять таможенную процедуру СТЗ, а также перечень организаций, освобожденных от уплаты налога на прибыль.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены расширение ОЭЗ, развитие свободных складов, повышение доступности таможенной процедуры СТЗ и дальнейшая автоматизация процессов совершения таможенных процедур. Роль таможенных органов в реализации мер господдержки бизнеса возрастает.Особые экономические зоны (ОЭЗ) действуют в 130 странах мира и являются одним из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в развитие территорий и приоритетных отраслей экономики. Всего в мире создано более 5 тыс. ОЭЗ.
Все изменения по Особым Экономическим Зонам подробно расскажем на
очном однодневном семинаре учебного центра
Грин ФилдСпециальные таможенный, регистрационный и налоговый режимы ОЭЗ дают резидентам возможность работать на особых льготных условиях.
Одно из преимуществ – применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ), когда можно беспошлинно ввозить иностранное оборудование и сырьевые товары, в том числе для их переработки и получения готовой продукции.
Из 50 ОЭЗ, действующих в России, процедура СТЗ может применяться в 40 особых экономических зонах – речь о промышленно-производственных (ППТ), технико-внедренческих (ТВТ) и портовых ОЭЗ, на территориях туристско- рекреационных ОЭЗ такая процедура не применяется.
Особые экономические зоны в Российской Федерации
31 промышленно-производственного типа10 туристско-рекреационного типа 7 технико-внедренческого типа 2 портового типаОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОЭЗПромышленно-производственного типа | Технико-внедренческого типа | Туристско-рекреационного типа | Портовые ОЭЗ |
Резидентом признается только коммерческая организация | Резидентом признается ИП или коммерческая организация | Резидентом признается ИП или коммерческая организация | Резидентом признается только коммерческая организация |
Разрешенный вид деятельности резидента: промышленно-производственная, технико-внедренческая или логистическая | Разрешенный вид деятельности резидента: промышленно-производственная, технико-внедренческая или логистическая | Разрешенные виды деятельности резидента: туристско-рекреационная | Разрешенные виды деятельности резидента: портовая (включая складирование и хранение товаров, биржевую и оптовую торговлю, ремонт судов и др.) или промышленно-производственная |
Минимальный объем капитальных вложений составляет 120 млн. руб., из которых не менее 40 млн. руб. должны быть проинвестированы в течение 3-х лет со дня заключения | Требования о минимальном объеме инвестиций отсутствуют | Требования о минимальном объеме инвестиций отсутствуют | Минимальный объем капитальных вложений составляет от 120 млн. руб. (при реконструкции объектов инфраструктуры) до 400 млн. руб. (при строительстве объектов инфраструктуры) |
Про портовые экономические зоныПортовые особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий морских портов, речных портов, территорий аэропортов.
Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, расширения, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.
В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров."
Сколько Федеральных законов определяют особые правовые режимыВ Российской Федерации действует 8 федеральных законов, определяющих применение особых правовых режимов, а также таможенной процедуры СТЗ (Свободные таможенные зоны) на преференциальных территориях. Это говорит о большой заинтересованности государства в применении ОЭЗ для развития как отдельных территорий, так и целых отраслей экономики.
Для приведения законодательства Российской Федерации об особых экономических зонах в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза 18 марта 2021 года был принят Федеральный закон № 84-ФЗ. Для его исполнения должна быть выполнена масштабная работа по подготовке и изданию подзаконных актов, проекты которых уже разработаны и готовы к реализации.
Закон расширил перечень участников ОЭЗ, которые вправе применять таможенную процедуру СТЗ, а также перечень организаций, освобожденных от уплаты налога на прибыль.Реализована норма Таможенного кодекса ЕАЭС, согласно которой территория ОЭЗ не является зоной таможенного контроля и таможенная процедура может применяться на всей ее территории, при этом таможенный контроль будет осуществляться по периметру ОЭЗ в местах ввоза и вывоза товаров.
О таможенной процедуре СТЗТаможенная процедура СТЗ (процедура Свободной таможенной зоны)
имеет код в соответствии с Классификатором - 78. Суть этой процедуры в том, что товары, ввозимые на территорию свободной экономической зоны (СЭЗ или ОЭЗ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, должны размещаться и использоваться в пределах территории СЭЗ или ее части.
Таможенная процедура
регламентируется статьей 201 ТК ЕАЭС "Содержание и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны".
До какой даты будет действовать ОЭЗ на Курильских островахОпределены нормы, в соответствии с которыми создана ОЭЗ на Курильских островах, которая будет действовать
до конца 2046 года. Резидентам ОЭЗ на Курилах не требуется включение в реестр участников ОЭЗ и заключение соглашения о ведении деятельности.
Появились новые ОЭЗ на новых территорияхИмпульс развитию ОЭЗ дал также Федеральный закон № 266-ФЗ.
В соответствии с ним на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей создана свободная экономическая зона (СЭЗ), которая будет действовать до конца 2050 года. На получение статуса участника СЭЗ может претендовать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на указанных территориях.
Для участников свободной экономической зоны действует особый правовой режим реализации инвестиционных проектов, предпринимательской и иной деятельности, а также применяется таможенная процедура СТЗ.
Органами управления свободной экономической зоны определены Минстрой России и управляющая компания «Фонда развития территорий», которая вправе принимать решение по установлению статуса участника СЭЗ.
Источник: ФТС